История алкоголя

History_1.jpg

Чистый спирт начали получать в VI—VII веках арабы и назвали его «алкоголь», что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году с помощью перегонки вина в спирт. Употребление крепких спиртных напитков резко усугубило пьянство, это и послужило причиной запрета употребления алкоголя основоположником ислама Мухаммедом (Магомет, 570—632). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона жестоко карались.

Особенности потребления алкоголя в древней Руси

Употребление алкоголя на нашей территории насчитывает тысячелетнюю историю. Славяне, а еще раньше скифы для получения спиртных напитков использовали березовый сок. Позднее сок был вытеснен питейным медом.

Бытует мнение, что пьянство является старинной традицией славянских народов. Но это – клевета. Российский историк и этнограф, профессор Н. И. Костомаров (1817—1885) опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5—10°. Чаша пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Традиционные хмельные напитки были слабоградусные и их приём сопровождался обильной трапезой, что в совокупности сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя.  С этих далёких времён сохранился знаменитый рефрен многих народных сказок: «И я там был. Мёд, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало».

Слова киевского князя Владимира «Руси есть веселие пити, не можем без того быти» не означали, что русич не мог обходиться в повседневной жизни без алкоголя. Это был всего лишь его вежливый отказ мусульманским послам, склонявшим Русь к принятию ислама, который запрещал употребления алкоголя.

Христианская вера, в которую была обращена Русь, пить не запрещала, но, требовала умеренности в отношении хмельного, строго регламентировало его потребление.

Древняя славянская тризна, на которой обязательно употреблялись хмельные напитки, также пережила христианизацию и сохранилась до наших дней. Алкоголь потребляется в «родительские субботы» и в другие дни поминовения умерших.

До середины XVI в. народ, заплатив пошлину на солод, хмель и мёд (“бражную пошлину”), варил слабоалкогольное питьё — медовуху, пиво, брагу и употреблял их дома или в корчмах.

Корчма — древнеславянское общественное заведение. Корчмой называлось место, куда народ сходился для пития и еды, бесед с песнями и музыкой, в то же время в корчме производилось обсуждение различных вопросов, важных для общины. Корчма была вольным народным учреждением, имела значение ратуши и гостиного двора. В Киеве, Новгороде, Пскове и Смоленске корчмы составляли важнейшее городское учреждение, имевшее политический вес.

Ни в одном письменном свидетельстве домосковской Руси не упоминается пьянство как массовая форма употребления алкоголя. Злоупотребление алкоголем сдерживалось в то время рядом факторов:

  • употребление алкогольных напитков на Руси носило ритуальный характер: по случаю знаменательных событий, православных праздников, свадеб, крестин, поминок, завершение сбора урожая и т.п., – то есть было эпизодическим,
  • алкогольные напитки были слабоградусными,
  • большинство населения не имело значительных излишков продовольствия для производства алкоголя,
  • на голодный желудок алкоголь как правило не употреблялся: мёд, пиво или вино пили либо на пиру, либо в корчме, где всегда подавалась обильная трапеза.

Изменение алкогольных традиций в период Московского государства

Изготовление спирта из ржаного сырья русские изобрели в 1448-1474 гг. Разбавленный водой хлебный спирт получил название хлебного вина или водки.

Патриархальный уклад жизни в старой Руси сдерживал распространение пьянства. Свод житейских наставлений XVI в. «Домострой» давал чёткие наставления в отношении алкоголя:

  • «Пей, да не упивайся»
  • «Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют»
  • «А у жены решительно никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни мёда, ни пива. А пила бы жена безхмельную брагу и квас — и дома и на людях».

Пьянство приходит в Московское царство с вытеснением корчмы кабаком – когда продажа алкоголя сделалась статьёй государственного дохода.

По велению Царя Ивана IV (Грозного) в 1533 г. был построен на Балчуге особый дом, называемый по-татарски кабаком. То был первый «царёв кабак». Около 1555 г. из Москвы начинают предписывать наместникам повсюду заводить «царёвы кабаки». В этих питейных домах можно было только пить спиртное, не закусывая, что приводило к быстрому опьянению. Возникают чудовищные питейные дома, где можно только пить, а есть — нельзя. Если в древнеславянской корчме, как и в татарском кабаке или немецком постоялом дворе, можно было есть и пить, то в московском кабаке велено только пить и пить, и что самое главное, одному лишь простому народу, то есть крестьянам и посадским, поскольку им одним было запрещено приготовлять домашние питья. Распространение кабаков на Руси пошло очень быстро.

Производство и торговля водкой сосредоточивается в руках исключительно царской администрации. Начинается повсеместное запрещение корчем и утверждение казённой продажи алкоголя. При Борисе Годунове корчмы повсюду, за исключением Украины, которая тогда ещё не подчинялась Московскому царству, были уничтожены.

Возможно именно это значительно позднее подчинение Украины российской короне и является причиной более умеренного употребления алкоголя на ее территории, особенно, если учесть тот факт, что даже после подчинения Украины Москве, казачьи полки, перешедшие на службу к московскому царю, длительное время оставляли за собой многие вольности и привилегии, среди которых было и разрешение на мёдо- и пивоварение. Вольности эти были окончательно устранены только при императрице Екатерине ІІ, после уничтожения последней Запорожской Сечи.

За распространением кабаков и пьянства в московской Руси стоял экономический и политический интерес государства:

  • пополнение казны за счет продажи спиртного,
  • устранение гнезд политического инакомыслия (старославянской народной демократии), коими являлись корчмы в их исконном значении,
  • «что у трезвого на уме – то у пьяного на языке» – любой посетитель кабака, в котором запрещено было закусывать, а разрешалось только пить, быстро пьянел и становился полезным источником информации для царёвых наушников,
  • недовольство властью и неудовлетворенность жизнью теперь выливалась не в народные возмущения и выступления, а в обильное употребление алкоголя,
  • зависимость от алкоголя ставила человека в зависимость от государства, которое присвоило себе монополию на производство спиртных напитков для простолюдинов. Зависимыми людьми, деградирующими интеллектуально и духовно, управлять легче.

В 1648 г. в начале царствования второго русского царя из династии Романовых — Алексея Михайловича — в Москве и других городах возникли «кабацкие бунты», начавшиеся в связи с неспособностью городской черни платить по кабацким долгам, резким снижением качества водки, разорительными последствиями пьянства для народа. Для подавления этих бунтов пришлось использовать войска.

Верующие люди связывали пьянство с грехопадением. Под влиянием патриарха Никона ставится задача борьбы с пьянством. Царь Алексей Михайлович в 1652 г. созывает Земский собор, получивший название «собора о кабаках». Выходит Указ, ограничивающий число питейных заведений. В нём также было сказано: «В Великий пост, Успенский, даже по воскресеньям вина не продавать, в Рождественский и Петров посты не продавать по средам и пятницам». Если подсчитать дни, когда в силу царского Указа запрещалась продажа алкоголя, то число их превысит сто восемьдесят. Иными словами, православный человек более полугода волей-неволей пребывал в состоянии трезвости. Запрещалась продажа водки в кредит. Цена на водку повышалась втрое. Водка отпускалась только по одной чарке на человека — 143,5 гр.

Введённые ограничения привели к значительному падению алкогольных сборов в казну. Поэтому их строгое соблюдение продержалось не более семи лет. Число кабаков не сократилось.

В допетровскую эпоху пьянство было свойственно некоторой части простолюдинов из-за силой навязанного им кабацкого стиля потребления алкоголя. Аристократия и зажиточный люд были менее подвержены этому пороку, поскольку им дозволялось самим производить вино и потреблять в домашних условиях. Во время царских приёмов и пиров соблюдалась традиция умеренного угощения медами и иноземными винами, после чего все чинно расходились. До царствования Петра І о пьянстве в стенах Кремля не известно ничего.

Потребление алкоголя в России от Петра Великого до Первой Мировой войны

Масштабные петровские преобразования весьма негативно сказались на алкогольных традициях общества.

Средства на петровские реформы и войны шли в значительной мере от питейного дела. Пьянство и табакокурение пришлось насаждать строжайшими указами, поскольку население в большинстве своём испытывало отвращение к подобным занятиям. Началось падение нравов политической элиты и аристократии государства. Введенные Петром І ассамблеи и дипломатические приёмы завершались попойками, на которых, зачастую, сам царь заставлял своих подданных напиваться до беспамятства и сам показывал тому пример.

Древние православные традиции степенства и трезвости попирались, что вело к дальнейшему расширению церковного раскола.

Старообрядцы — раскольники, избегая жестоких преследований, вынужденно заселили обширные пространства Севера, Среднего Поволжья, Дона, Терека, Кубани, Урала и Сибири. Старообрядчество способствовало сбережению старых народных традиций, одна из которых — всеобщая трезвость.

Роковую роль в спаивании населения сыграло введение Указом Екатерины II в 1765 г. так называемой откупной системы. Суть её сводилась к следующему: для увеличения сборов в казну правительство отдавало продажу алкоголя на откуп частным лицам. Откупщик обязывался платить в казну установленную плату за каждое выкупленное у государства ведро водки, а взамен получал монопольное право её продажи на определённой территории. Откупа отдавались целыми уездами и губерниями.

При этом, для подавления конкуренции со стороны пиво- и медоварения, государство стало взимать высокий налог с производства пива и пивных лавок. Пивоваренные заводы стали закрываться. Мёдо- и пивоварение были подавлены экономически.

За столетие существования откупной системы произошёл окончательный переход от потребления населением преимущественно малоградусных напитков в сторону крепких алкогольных напитков — главным образом водки.

Со временем у откупщиков-монополистов стали концентрироваться огромные прибыли. Это не давало покоя правительству. В результате Царь Александр II пошёл на реформу питейного дела. В 1863 г. его правительство уступило право государства на изготовление водки частным заводчикам и ввело новую акцизную систему продажи. Массовое промышленное производство водки в условиях свободной конкуренции и отмены монополии откупщиков привело к снижению её цены, увеличению продаж и росту доходов казны от акцизных сборов. Только за один 1864 год потребление водки возросло почти в 2 раза.

За три столетия водка, а с нею и кабак, прочно укоренились в России. Около 1552 г. во всём московском царстве был только один кабак, стоявший в Москве на Балчуге, после 1863 года число их перешло за полмиллиона.

В 80-х годах XIX века десятки тысяч крестьян спивались и разорялись. Для того, чтобы приостановить этот крайне неблагоприятный процесс, правительство в 1885 г. приняло постановление, предоставляющее крестьянским обществам право по решению сельских сходов закрывать в сёлах винные лавки. В одной Орловской губернии было составлено 1200 запретительных приговоров, в Саратовской вместо 1651 кабака осталось всего 82, в Курской вместо 2258 — 40. В Симбирской вместо 899 — 18, в Уфимской на 1 723 тыс. душ населения осталось 15 кабаков. Запретительные резолюции сельских сходов свидетельствуют о том, что в те времена большая часть мужского населения ещё не была поражена пороком пьянства.

Основными факторами, сдерживавшими в то время распространение пьянства, были православие (особенно старообрядчество) и ислам, дававшие прочный иммунитет против спаивания.

В 1894 г. правительство Александра III восстановило государственную монополию на водку. Место кабака заняла казённая лавка, в которой продавалась водка в закупоренной таре и только на вынос. Эта питейная реформа стимулировала развитие худших традиций потребления алкоголя. Спиртные напитки стали потребляться на улице, дома в семье, к алкоголю стали пристращаться женщины и даже дети. Возле казённых лавок появились «стаканщики», которые предлагали свои услуги для откупоривания и стакан для распития водки. Постепенно формировался новый, более грубый вид алкогольного потребления — уличное распитие спиртного единовременными ударными дозами (“залпом”). Обычай уличного распития водки гранёными стаканами существует на нашей территории, оказывается, вот уже более 100 лет.

Алкоголизация населения приводила к ослаблению российского государства. Перед началом русско-японской войны из-за повальною пьянства по случаю проводов в армию, были сорваны все сроки военной мобилизации.

В августе 1914 г., когда началась Первая Мировая война, император Николай II запретил продажу водки и других крепких спиртных напитков. Первоначально запрет был введён в качестве временной меры, однако по завершению мобилизации он остался в силе. Последний русский царь пытался воспретить в России казённую продажу водки.

Ни в одной стране мира до 1914 г. подобных радикальных мер по снижению потребления алкоголя не принималось.

Однако со второй половины 1915 г. стало всё более массовым кустарное производство и потребление самогона.

Таким образом, накануне революций 1917 г. алкогольная ситуация в стране определялась сложным взаимодействием нескольких противодействующих факторов. С одной стороны, распространение пьянства сдерживалось занятостью подавляющей части населения аграрным трудом, набожностью народа, многомиллионным числом христиан-старообрядцев и мусульман, действием «сухого закона». С другой — имелся окончательно сформировавшийся крайне неблагоприятный стиль потребления алкоголя, рост самогоноварения, а также настоятельная необходимость пополнения казны «пьяными» деньгами.

К сожалению, революционные изменения в стране привели к усилению действия негативных факторов и ослаблению позитивных.

Усугубление пагубного северного стиля потребления алкоголя в новейшей истории России

В годы революции и разрухи, в городах ощущается дефицит продуктов питания. При этом в деревнях излишки продовольствия идут на подпольное производство самогона. Чтобы сократить перегонку продуктов питания в алкоголь, Советское государство борется с самогоноварением. Вначале 20-х годов было возбуждено свыше 500 тыс. уголовных дел по самогоноварению.

Разрешение на производство и продажу вина не изменило ситуацию. Предпочтение к потреблению крепких алкогольных напитков прочно закрепилось в питейных традициях. Чтобы остановить самогоноварение, власть была вынуждена в 1925 г. отменить действовавший с царских времён запрет на продажу 40° водки, введя водочную монополию.

С этого же времени и на длительную перспективу в алкогольной политике страны начинает доминировать финансовый интерес. В 1927 г. И.В. Сталин говорил: «Когда мы вводили водочную монополию перед нами стояла альтернатива: либо пойти в кабалу к капиталистам, сдав им целый ряд важнейших заводов и фабрик, и получить за это известные средства, необходимые для того, чтобы обернуться; либо ввести водочную монополию для того, чтобы заполучить необходимые оборотные средства для развития нашей индустрии своими собственными силами».

Всё это происходило на фоне гонений на верующих и священнослужителей. Роль церкви в поддержании нравственных ценностей народа на долгие годы была ослаблена.

Снижение потребления алкоголя наметилось в предвоенные годы и, главным образом, было обусловлено установлением жёсткой дисциплины и уголовной ответственности за любые нарушения. Однако, массовое использование спирта в качестве адаптогена на фронтах Великой Отечественной войны, небывалые страдания, принесённые войной, способствовали росту потребления алкоголя и распространению пьянства в послевоенные годы. В трудных экономических условиях, связанных с послевоенной разрухой и необходимостью восстановления народного хозяйства, начавшейся гонки вооружений и «холодной» войны, «пьяные» деньги играли всё большую роль в экономике страны, и задачи сокращения производства водки не ставилось.

В 1958 г. советское руководство, возглавляемое Н.С. Хрущёвым, попыталось достичь уменьшения пьянства путём запрещения продажи спиртных напитков в розлив, связывая с последним наиболее антиобщественные формы пьянства. Запрет на продажу водки на предприятиях общественного питания (кроме ресторанов) не дал ожидаемых результатов и привёл к вытеснению пьянства из социально-контролируемых мест на улицу. Стала формироваться терпимость к групповому распитию спиртного на улице и антиобщественному поведению как явлению обыденному.

Попытка изменить ситуацию была осуществлена в первые годы правления Л.И. Брежнева. Постановление Советского правительства «О мерах по усилению борьбы с пьянством» (май 1977 г.) предусматривало сокращение производства крепких спиртных напитков и увеличение выпуска сухих виноградных вин и пива. Из-за экономической заинтересованности государства в доходах от продажи водки данное постановление выполнено не было.

В стране неуклонно растёт число больных алкоголизмом, преступность на почве злоупотребления алкоголем. Государство усиливает административные меры борьбы с пьянством. С 1974 г. в системе МВД создаются лечебно-трудовые профилактории для принудительного лечения больных алкоголизмом, в сущности — тюрьмы для них.

М.С. Горбачёв в 1985-1987 гг. попытался запретительными мерами снизить производство и потребление алкоголя в стране – начался период «сухого закона». При этом выявилась ужасающая картина биологической потребности значительной части народа в алкоголе: по всей стране люди душились в огромных очередях за ставшими дефицитом водкой, сахаром, дрожжами. Расцвело самогоноварение.

Колоссальный дефицит бюджета, вызванный катастрофой на Чернобыльской АЭС, землетрясением в Армении дополнялся недополучением «пьяных» денег, оседавших в руках новоявленной алкогольной мафии. Эти обстоятельства заставили тогдашнее руководство страны в 1988 г. свернуть алкогольную реформу.

В 1994-1995 гг. потребление алкоголя в странах СНГ достигло наибольшего за всю историю уровня — 15-18 л на человека в год. В эти же годы отмечена необычайно высокая смертность населения.

Сегодня, как и на протяжении четырёх последних столетий, легальный наркотик алкоголь продолжает оставаться средством пополнения бюджета страны и кошелька хозяев вино-водочных предприятий.


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *


2018 © ModMed. Всі права захищені. Ліцензія МОЗ України, номер і дата прийняття рішення № 157 від 03.03.2016. ТОВ "СУЧАСНА МЕДИЦИНА"